Почему распадаются браки. Немного истории.


pochemu-raspadajutsja-brakiНа тему кризиса института семьи сказано уже слишком много, чтобы пытаться сейчас удивить здесь кого-то данными статистики. И тем не менее, если кто не в курсе, процент разводящихся пар в отдельных регионах России уверенно перевалил отметку в цифру 80 и, судя по динамике, это не предел. Печальная картина, особенно если рассматривать брак как основу процветающего государства. Да и вообще, стыдно как-то.

А вы когда-нибудь задумывались почему так? В статьях в интернете на эту тему выделяют несколько основных причин разводов: негативное влияние родственников и знакомых, вредные привычки (чаще всего алкоголизм), измены, слишком поспешное вступление в брак, постоянные стрессы и материальные проблемы. В разных публикациях количество причин варьируется от пяти до бесконечности. Но все они — лишь рябь на воде, следствие взрыва глубоководной бомбы. Такое у меня сложилось впечатление после изучения альтернативных источников информации. Наиболее лаконично и убедительно, на мой взгляд, о них говорит Нина Крыгина, монахиня, имеющая в прошлом психологическое образование и много лет проработавшая по своей специальности, консультируя по вопросам семьи и отношений. Я постараюсь в максимально сжатой форме пересказать одну из её лекций, посвященную этой теме.    Когда она серьезно занялась изучением проблемы «разгула» разводов, то первое, что она стала искать, это примерную дату, временной отрезок, когда произошёл первый всплеск расторжения браков, то есть искать некую отправную историческую точку. И нашла она её в 1917 году. Именно этот год стал переломным для семьи. Если до революции разводом заканчивались лишь 3% браков (так называемый процент случайностей), то после эта цифра резко выросла до 40%.

Что же такого произошло в этом году, что так повлияло на живучесть союзов? Каков был механизм воздействия на умы людей, что они так легко стали выходить из отношений?

А произошла смена идеологии. Насильственным образом были заменены основные ценности и нравственные ориентиры целого государства. Если раньше жизненный уклад семьи выстраивался в соответствии с традициями православия, где во главу угла ставились принципы служения, почитания старших и вера в бессмертие души (а, значит, мы живём не просто ради удовлетворения нужд физического тела, а ради высшего духовного предназначения, и ответ за его реализацию будем нести прямо перед богом после смерти), то теперь было объявлено, что бога нет, души нет, а жить надо в своё удовольствие здесь и сейчас.

Я хочу уточнить, что никого не пытаюсь сейчас втянуть в философские разговоры о религии, просто это важно для понимания сути переворота мировоззрения. Так вот, то, что государство было неотделимо от церкви так же как и любой его житель, сомнений не вызывает. А в православии все было прописано очень чётко: главой семьи является муж, он обладает абсолютным авторитетом для всех и каждого, он отвечает за все: и за материальное благополучие всех членов семьи, и за принятие решений по всем принципиальным вопросам, и за то, где жить, с кем общаться, как воспитывать детей, — за всё, и он же несет самую большую ответственность. А жена — помощница своему мужу. У неё совершенно иная роль, она направлена на внутрисемейную жизнь, на выстраивание отношений, на материнство, на теплоту очага и хозяйственную часть. Она — не худшая половина семейства, просто у неё совсем другая задача, она вдохновительница и оберег, находящийся под защитой старшего и более сильного. Строгая иерархия позволяла каждому чувствовать себя комфортно: жена слушалась мужа, дети — мать, младшие — старших. Не было педоцентризма в семьях, поскольку детей было много в каждом доме, и каждый понимал своё место в настоящем и будущем. И за то, как он справлялся со своей миссией и обязанностями на земле, он персонально отвечал перед богом.

Была вера в собственную значимость и ценность своего вклада в развитие семейных отношений. А после свержения монаршего режима стали внушать, что православие — это заблуждение, что каждый сам за себя, бери от жизни всё прямо сейчас, не думая о дне грядущем, ты все можешь сам! Держать ответ стало не перед кем, да и незачем. Вместо служения своим близким в браке, той самой жертвенности, без которой глубокие и прочные отношения просто невозможны, была выдана формулировка о союзе «мужчины и женщины, живущих с любовью». Вроде бы не критично, но подвох в том, что «с любовью» означает, что пока любовь есть — есть отношения, любовь прошла — можно расставаться. А, как известно, в эгоистичной картине мира (какую и стали пропагандировать) любовью не принято называть стремление угодить и услужить партнеру, а как раз наоборот, присутствует только желание получать наслаждение. Поэтому по прошествии первого этапа влюбленности, основанного на гормонах, а не на сознательной ответственности за свой выбор, удобнее стало решить, что «любовь» кончилась. Вместо того, чтобы совершенствовать свои качества характера во благо процветания и укрепления семьи был сделан акцент на «ты никому ничего не должен», утверждающий тебя на платформе ложного эго.

Чтобы максимально облегчить процесс разрушения цельности общества и интересов, один за другим были приняты три декрета:

— Декрет о гражданском браке и праве на его расторжение;

— Декрет о равенстве полов, дающий женщине право зарабатывать наравне с мужчиной;

— Стало разрешено делать аборты.

Каждый из этих документов способствовал последовательной деградации общества. Семья перестала быть оплотом верности и стабильности, а стала местом, где каждая сторона хотела получать больше, чем давать. Ею перестали дорожить, ценить и стремиться к сохранению, раз государство официально «разрешила» этого не делать.

Чтобы женщину «раскрепостить» окончательно, ей позволено было работать и зарабатывать. Подобная экономическая независимость очень тонко свела на нет ещё один сдерживающий фактор развода. Ей перестало быть страшно остаться одной и не суметь себя прокормить. Опять же, она получила возможность все время подкармливать свою гордыню мыслями о собственном превосходстве и самодостаточности.

Аборты же стали последней каплей в «освобождении» женщин от «угнетения мужчинами». Маленькая зародившаяся жизнь внутри перестала быть живой душой, а стала рассматриваться как продолжение физического тела женщины, а, значит, она вправе распоряжаться им по своему усмотрению. В результате за последующее десятилетие прирост населения составил примерно столько же, сколько раньше был за год. Это опуская морально-этическую и духовную составляющую вопроса.

Вот такой нехитрый план по развалу традиционных ценностей был реализован на территории государства, когда-то славившегося своей высокой нравственностью и семейственностью. И получается, что все то, что мы имеем сейчас в виде распадающихся пар, матерей-одиночек, детей-сирот, мужественных женщин и слишком мягкотелых мужчин — не что иное как результат вот уже почти векового следования этой идеологии, отказа от понимания себя как души, высшее предназначение которой состоит в том, чтобы уметь и в других людях видеть прежде всего такие же души, а не машины по удовлетворению своих желаний. Душа бессмертна, ей ничего не принадлежит в материальном мире, она всегда стремится к богу через свершение поступков ему угодных — укрощении своего эго, терпимости к несовершенству других, смирении с обстоятельствами и совершенствованию собственных качеств. Сдаётся мне, что и ключ к исправлению сложившейся ситуации также логично искать именно в этой плоскости.

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях!

Комментарии: