Воспитание: как и чем мы «питаем ось» своих детей


воспитание детейСлушая Шалву Амонашвили, величайшего педагога-гуманиста нашей современности, в который раз уже «натыкаюсь» на идею, что в основе грамотного воспитания должны лежать не знания, умения и навыки как таковые, а нравственность и духовность ребёнка. Что образование — это не про физику с математикой, а про качества характера прежде всего.
Воспитывая детей — а слово «воспитание» расшифровывается не иначе как «в ось питание», питание оси — мы с самого их рождения подготавливаем правильную почву для будущих свершений. Если поспешить и начать загружать информацией до того, как у ребёнка сформированы четкие представления о добре и зле, о том, что есть хорошо и что не очень, пока он не разобрался какой он сам по себе, кто он, какие у него желания, устремления, наклонности, темперамент и т.п., то впоследствии ему будет ещё сложнее узнавать самого себя под грузом полученных общих данных.

Нравственность — основа и залог того, что знания, приобретенные в дальнейшем, будут использованы во благо человечества. Тогда как отсутствие этой важнейшей составляющей результата воспитания может явиться причиной многих бед. Это неизбежно.

Сегодняшние дети — это завтрашние политики, руководители, управленцы, воины. От того, насколько прочно в их головах осядут такие понятия, как благородство и великодушие, будет зависеть жизнь целого поколения. Смогут ли они устоять перед соблазнами, открывающимися перед высокими постами и большими чинами, как они будут использовать свою власть и возможности, каждый на своём уровне. Будут ли бросать обертки на дорогу или стремиться очистить нашу планету от грязи, останутся ли равнодушными к попавшему в беду (младшему, ребёнку, инвалиду, животному, больному) или будут отзывчивыми людьми при любых обстоятельствах. Будут они продолжать строить бойни, сдирать шкуры на шубы, есть то, кого есть в принципе нельзя или изо всех сил будут стремится к ненасилию. Поставят ли в центр всех и вся удовлетворение личных интересов или осознают себя бессмертными душами, задача которых прожить эту жизнь лучше и чище предыдущей.

Все это зависит от нас как от родителей. Насколько сильно прокачаны наши воспитательные мышцы. Насколько мы сами понимаем глубину и значимость таких понятий как честь, долг, справедливость, отвага, любовь, порядочность и многих других, которые все, тем не менее, подразумевает наше ключевое «благородство».

Готовы ли мы уделять достаточно внимания этой теме? Насколько наше собственное поведение отвечает всем этим принципам? Ведь детям не нужны липовые истории, им нужны конкретные примеры. Примеры людей с гуманным отношением к природе, другим людям, главными ценностями которых являются доброта и великодушие.

Кстати, сам Шалва Александрович, популяризатор идеи «гуманной педагогики», так расшифровывает слово «гуманный». Это слово с санскритскими корнями, состоящее из частей «у» (ура, ра, аура), обозначающей некое божественное начало, бога солнца, например, и «ман» — тело, человек смертный. Т.е. получается, что гуманный — это человек, ищущий Бога, божественное начало. В себе и всем, что его окружает.

Соответственно, гуманная педагогика направлена на познание самих себя как частиц Бога. Цель её — развить в себе качества высоконравственной личности. Научиться во всем видеть проявление высшего духовного начала и с уважением к нему относиться.

Так, получается, что если мы сосредоточимся на том, чтобы взрастить в наших детях подобные качества, не торопясь с общеобразовательными предметами, то любая наука, которую захочет потом освоить таким образом воспитанный ребёнок, станет в его руках инструментом для формирования лучшего общества, а, значит, душа также выполнит свою миссию.

К слову о корнях, «образование» происходит от слова «образ». Дети питаются образами больше, чем набором теорем и правил. За любой формулой они увидят образ. Учителя прежде всего. Что он из себя представляет, в чем видит пользу своего предмета, любит ли учеников и свою профессию, о чем и как рассуждает с ребятами, если вообще. По собственным воспоминаниям могу точно сказать, что личность учителя во многом определяла отношение к его предмету.

Но это в школе. А ведь на ребёнка не меньшее влияние оказывает и домашняя обстановка, семья. Скорее она как раз первична. Именно из дома мы выносим свой первый багаж знаний и представлений о мире и о себе. От того, насколько этот опыт положителен, во многом будет зависеть и весь последующий. Конкретно, каким образом лично я могу воспитать своих детей?

Мне в связи с этим уже давно пришёл в голову образ «матери кормящей». Даже не той, что с младенцем на руках, а той, что в прямом смысле кормит своих детей. Картинка такая, что детей много, они разных возрастов и с разными вкусами, каждый чем-то увлечен, и каждый же постоянно прибегает на кухню в поисках чего-нибудь вкусненького. И вот эта Мать готовит им еду: блинчики с сырниками на завтрак, супы, запеканки, печеньки на обед, тушит овощи, варит каши на ужин, первое, второе, третье, обязательно компот, и обязательно кто-нибудь из детей запросит что-то особенное, специально для себя, и она никогда не откажет, а по выходным торт и свежевыжатые соки…

По сути вся её деятельность сводится к тому, чтобы стоять у плиты и готовить, готовить, готовить для своих дорогих малышей и уже не очень. Но она не чувствует усталости, ей не надоедает монотонность движений, она не сердится за несхожесть в предпочтениях, не ругается за неубранные тарелки и нескончаемость процесса. Она не просто насыщает детские желудки, она кормит их своей любовью, делится своим сознанием. Она наполняет каждого не только калориями, но своим теплом, вниманием, заботой. Она даёт понять как ей важно удовлетворить каждого.
В глобальном смысле она как раз воспитывает своих детей, образовывает.

Готовка не сводится к рутинному ритуалу «сварил-поел-прибрал». Нет. Наша Мать непрерывно думает о своих детях с любовью, молится за них во время приготовления, благославляет, заряжает готовую еду наставлениями, а потом уже кормит. Она общается с ними, разговаривает, задаёт нужные вопросы, стимулирует искать ответы. И всегда улыбается. Она получает удовольствие от таких отношений. И дети это чувствуют, разумеется. Потому и бегут к ней на кухню по любому поводу и без. И потом, уже став взрослыми, они надолго сохранят внутри этот образ Матери Кормящей. Будут с благодарностью вспоминать это время как самый светлый и радостный период своей жизни. А пока она просто варит им щи и печет ватрушки…

Вот такая картина поселилась в моем сознании. Может поэтому я стала ещё спокойнее относиться к готовке более, чем десятку блюд за день.
И ещё больше ценить наличие посудомоечной машины;)

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях!

Комментарии: